книга

НЕлекция «Как издать книгу самостоятельно и не сойти с ума»

Это было моей самой смелой мечтой с конца прошлого года. Даже смелее, чем издать книгу самостоятельно. В творчестве, где у меня полная свобода действий, не страшно делать что-либо не по правилам, не страшно ошибиться, ведь я делала нечто такое большое впервые, не страшно, в общем, почти ничего. Но собрать людей, чтобы поделиться своим практическим опытом в виде индивидуального пошагового «рецепта», рекомендаций и даже напутствий — это уже ответственность. Если в творчестве моя условная миссия — телепортировать и погружать читателя в другую реальность, дарить ему ощущение присутствия, показывать красоту неочевидную или совсем скрытую, то в данном случае я взяла на себя больше обычного. Я мечтала выступить на эту тему, я хотела это сделать, намеревалась, планировала и откладывала целый год. Пока второй тираж книги не был распродан в ноль, у меня не было полной уверенности, что этот момент настал. И вот. Конец 2018го, впереди у меня — несколько месяцев работы над второй рукописью, зимние каникулы, штиль и затишье. «Город, который меня съел» ждет третьего тиража, который выйдет весной синхронно с новой книгой. Все как-то улеглось и утряслось — вот он, этот прекрасный момент, чтобы, наконец, выступить на тему «Как издать книгу самостоятельно и не сойти с ума».

Оглядываясь сейчас на этот маленький пройденный путь и предвкушая его продолжение со второй книгой, я понимаю, почему у меня все получилось так легко. Дело в том, что я не начинала с вопросов «получится ли у меня». Я верила, что получится. Потому что пахала для этого четыре года. Потому что добилась того, чтобы кто-то сказал «Париж», и тут же возникла ассоциация с моим именем. Я знала, что все будет хорошо, потому что общалась со своей аудиторией, слушала и слышала ее. Не поучала, не просила советов, а просто общалась на равных. У меня никогда не было цели сделать из книги коммерческий проект, и заработанные деньги были для меня в самом начале приятным сюрпризом. Именно поэтому я хочу, чтобы каждый пишущий человек, у которого есть рукопись, наработки или амбиции, не спотыкался о чужие предостережения и страшилки, что все это сложно, муторно, утомительно, на этом нельзя заработать, и вообще творчество никому не нужно. ЛЮБАЯ РАБОТА — ТРУДНАЯ. Но СВОЕ — это кайф.

Каким образом, объясните мне, люди, которые ничего не производят в своей жизни, а просто рассказывают о своей рутине, умудряются отлично зарабатывать на коллаборациях с брендами, но тем, у кого есть талант, упорство (и иногда классным бонусом — умение продать себя), тем, кому есть что предложить человечеству, помимо утреннего селфача и рекламы, им постоянно талдычат, что на творчестве не заработать? Где логика? Бренды платят деньги за то, чтобы красивые мордашки засветили их банки/тарелки/туфли в своих профилях в инстаграме, но мы продолжает топтаться на идее, что поэзия и проза — это так, не работа. Почему продолжают культивировать идею, что писателю в Украине никогда хорошо не зарабатывать? Я скажу, почему. Потому что книжный бизнес у нас пока еще не катится гладко по рельсам, чтобы было хорошо ВСЕМ. И есть два сценария — или когда хорошо автору, или когда хорошо издательству. Одно из двух. Издательству не выгодно, чтобы автор был независимой единицей, способной самостоятельно заработать на своем творчестве. Но пардон — у молодого автора с огнем в заднице нет времени ждать, пока у нас все заработает «как на Западе» (меня тоже тошнит от этого референса, но уж как есть), поэтому он готов делать все сам.

Для ясности — я не преследую цель стать частью писательской тусовки в Украине, иначе все делала бы наоборот. В НЕлекции я говорю о том, что уважительно отношусь к людям пишущим вообще и в Украине — в частности. Но начав заниматься всем этим самостоятельно, я потеряла всякое желание видеть свою книгу на полках «Книгарні Є», например, чисто ради статуса или престижа. Для себя я поняла, что мне не нужно это для ощущения творческой полноценности или чувства реализации. И я свою книгу продам гораздо быстрее, чем консультант на маленькой зарплате. Более того — мне хочется и нравится продавать книгу самостоятельно и быть единым лицом любых активностей, которые связаны с продуктом моего авторства.

Я не знаю, как все сложится для меня в ближайший год. Не знаю, надолго ли хватит моего энтузиазма. Но пока он есть, я отвечаю за все свои начинания. Мне понравилось делать книгу как проект — начать, закончить, увидеть реальную прибыль, выстроить дальнейшие шаги и параллельно начать заниматься новым проектом — рукописью номер два. После нового года «Город, который меня съел» выйдет в электронной и аудио версии. Новая книга про Киев тоже пройдет все этапы — от предзаказа до презентации, от тура по Украине до продаж, которые я буду отслеживать самостоятельно. От чтений до автограф-сессий. Я обожаю все это. И хочу донести до тех, кто сомневается: делайте. Боритесь, вкалывайте, не бойтесь продавать свое мастерство, потому что СТОЯЩИЙ продукт, будь то искусство, творчество или услуги, не может быть бесплатным. А художник не должен быть бедным.

И самое важное, что я поняла: как только осуществляется твоя мечта, она перестает быть пиком желаний. Я издала первую книгу — было волнительно, интересно, свежо и совсем не страшно. Все получилось, и я иду дальше. Я поняла, что, помимо авторства, мне хочется заниматься и другими вещами. Мне не хочется определять себя одним словом, мне хочется делать разные вещи, важные для меня, которые совсем не связаны с текстами. А книги пусть будут одним из направлений моей работы. Пора бы уже привыкнуть к тому, что ПИСАТЬ КНИГУ — это работа. Продавать ее, промоутить, презентовать, возить по Украине — это РАБОТА. Краткий и окончательный ответ тем, кто спрашивает, чем я занимаюсь, помимо книги. Это такое же пахалово, как ходить каждый день на работу по графику.

А всем мечтающим, желающим и смелым молодым авторам с огнем в заднице скажу одно — никого не слушайте. Меня — в том числе. Никто на этом свете не знает — получится у вас, или нет. Вспомните, как все начиналось у Джоан Роулинг. Просто делайте. И верьте в себя.

Спасибо иллюстратору Насте Калкатын и каллиграфу Ане Войтехович за то, что были частью и книги «Город, который меня съел», и этой НЕлекции. Это была очень классная суббота 8 декабря. Как будто компенсация за предшествующие четыре недели, когда ровным счетом ничего не шло по плану))

Мне не впервой проводить подобные мероприятия, и каждый раз это дается мне легко. Чтения, презентации, пикники Korzina Club — после того, как самостоятельно организуешь штук десять таких ивентов, перестаешь переживать, что что-то пойдет не так. Пойдет обязательно. Но драмы в итоге никакой не будет. Она всегда случается только в голове. Поэтому тактику keep calm and carry on я исповедую давно и добросовестно. А еще я люблю принцип «не торопитесь, а то все успеете» — когда все делаешь слишком заранее, и потом в последний момент это «все» срывается, и приходится переделывать по новой. По опыту такой ошибки я никогда не тороплюсь найти всех подрядчиков за три недели до нужной даты. И при подготовке к НЕлекции я тоже была спокойной и собранной. Но ноябрь все время норовил погладить меня против шерсти. С локацией была просто какая-то беда. Только с шестой попытки нашлась та самая, свободная и очень уютная. Поэтому самая большая благодарность за то, что 8 декабря все-таки состоялось, как я и спланировала, отправляется в адрес команды пространства UNDERHUB (сайтFB, Instagram) на Мечникова, 3! Огромное спасибо ребятам, что быстро среагировали, ответили на мое отчаянное сообщение поздно ночью, оказались свободны, открыты и разместили у себя наших гостей и нас, НЕспикеров 🙂 Иначе, пришлось бы собираться у меня дома.

UNDERHUB функционирует как коворкинг, здесь сдаются в аренду залы под ваши мероприятия — как видите, довольно творческого характера, в том числе. Все оборудование в наличии, чай-кофе — тоже. И да, господи, это центр — практически через стенку от любимого Blur Coffee Shop, через дорогу от «Паруса», в одной минуте от метро «Кловская», в пяти минутах от Goodwine (очень полезное соседство при любых обстоятельствах). Рекомендую. И еще раз спасибо спасибо спасибо!

Благодаря оператору Максу Степаненко (Air Studio), у нас есть видеозапись НЕлекции на целых три с половиной часа. Макс уговорил меня отказаться от изначальной идеи прямой трансляции, и как хорошо, что я послушалась. Слишком много было нестыковок в процессе подготовки к 8 декабря — если бы еще и трансляция сорвалась, уже сорвалась бы и я)) В итоге тем, кто оплатил просмотр стрима, мы отдаем готовое видео с вырезанными паузами и лишними фрагментами.

Если вам нужна видеосъемка (аэросъемка!) или видеомонтаж — обращайтесь к Максу. Есть качество в людях, совершенно неоценимое чисто по-человечески, а в работе и подавно. Называется оно АДЕКВАТНОСТЬ. Как же я счастлива, что мне встречаются такие люди и такие профессионалы.

Моя подруга Вероника Кустенко (co-founder одной из лучших кофеен Киева First Point Coffee) совсем недавно открыла еще одно заведение на ул. Сечевых Стрельцов — «Португеза» 🙂 Исходя из названия, можно предположить, что здесь подают (ага-ага) тот самый португальский десерт паштел-де-ната (или паштейши во множественном числе). Во время перерыва я так и не успела добраться до этих божественных коробок — все исчезло за пару минут)) Приходите в «Португезу» на классические паштейши с заварным кремом и с другими начинками. Хороший кофе — там же 🙂

Пекарня моего сердца Cookietone в который раз становится вкусным партнером моих мероприятий. Кус-кус со шпинатом и фетой — на первое, тертый пирог — на десерт. Прошлой зимой в Cookietone я устраивала одну из сессий раздачи книг, проданных по предзаказу. А еще именно здесь у «Города, который меня съел» были самые высокие продажи. Потому что, как я и говорила в НЕлекции: я выбирала места продажи книги по контексту, а не по ассортименту. Ну где еще моя пастельная, нежная, красочная, красивая книга смотрелась бы так же органично, если не на полках Cookietone среди такой же красивой техники Smeg, цветной керамики, открыток и кухонного текстиля? Здесь пересекается и наша аудитория. В общем, все места, где книга продавалась в Киеве, так или иначе со мной связаны. Не было ни одного случайного. Молодым авторам на заметку)

Фраза «Здесь и сейчас» всегда была моим девизом по жизни. Как и с тенденцией хюгге, я не совсем понимаю, почему так резко так популярна стала идея «жить в моменте» — это ж так просто. Думаю я. Но нет. Не для всех и не всегда. Этими красными блокнотами мне хотелось напомнить гостям лекции, что мысли, которые приходят к нам в самые неожиданные моменты, обязательно нужно фиксировать здесь и сейчас. И делать все, что захочется, нужно точно так же. Не надо ничего никуда откладывать. Все самое лучшее происходит с нами сегодня. Прошлое не вернуть, будущее не потрогать, а настоящее — то, что в наших руках.

В силу логических причин я не могу написать здесь по пунктам, о чем мы рассказывали 8 числа. Но там ничего революционного. Вся разница только в подходе. Когда я начинала интересоваться темой книгоиздательства, в основном я слышал, что это дико скучно, трудно, и лучше не ввязываться в эту волокиту. Но когда начала заниматься этим самостоятельно, поняла, что это неправда — было бы желание. Именно это и был мой главный посыл. Все получится — было бы желание.

Дальше — лица, руки, иллюстрации, слайды и немножко вина 🙂

Фото: Ира Титенко

Читайте также: