interview

Лилит Саркисян: «Помимо труда и терпения, нужно еще одно «т» — талант»

Есть у меня один самый нелюбимый вид интервью или беседы — через переписку. При таком варианте, к сожалению, теряется главное достоинство устного разговора: реакции, улыбки, интонации, нахмуренные брови, паузы, неловкие моменты — все это никак не передать, если перед тобой клавиатура и дисплей, а не живой человек. Но что я не люблю еще больше, так это откладывать «на никогда» интервью, которое очень хочешь сделать, но физически не можешь осуществить его в режиме реального общения. А с Лилит Саркисян мне уж очень сильно хотелось пообщаться хоть как-нибудь. И поскольку я поеду в Киев примерно «не знаю когда», пришлось выкручиваться и высылать вопросы одному из самых ярких иллюстраторов в Украине (если не самому) по электронной почте. And you know what? Я не жалею. Потому что надо выжимать максимум из того положения дел, которое у тебя есть,а  не горевать по тому, чего у тебя нет.

Первый раз я услышала имя Лилит Саркисян, когда еще работала в fashion-журналистике. В Украине модная тусовка достаточно маленькая и плотная, и если у тебя есть талант, то о тебе очень скоро узнают и заговорят все. Я помню, что о Лилит говорили уже пять лет назад, что совершенно неудивительно, если хотя бы по диагонали просмотреть ее работы: узнаваемый стиль и своя эстетика, которую невозможно спутать ни с какой другой. Сейчас профессия «иллюстратор» на слуху — много молодых ребят нашли себя в этом ремесле, и это очень здорово, когда творчество можно поставить на ступень полноценной профессиональной деятельности.  Но для меня лично Лилит стоит особняком — она была одной из первых, и до сегодняшнего дня остается одной из самых ярких.

Идея сделать небольшое интервью пришла мне в голову после того, как я купила две футболки с авторскими принтами Лилит под ее собственной маркой IIIIT SARKISIAN. Через фотографии я влюбилась в рисунки, а при тактильном контакте — в качество. Я не супер-фанат футболок, и у меня пунктик по поводу их выбора — я считаю, что большинство из них отвратительно на мне сидят)) А эти сели прекрасно. И я решила, что хочу познакомить свою аудиторию и с талантливой девочкой, и с ее творчеством.

Как давно ты занимаешься художественной иллюстрацией и как давно рисуешь? Можешь вспомнить свой первый коммерческий заказ?

Я не просто могу его вспомнить, я всегда мысленно говорю «спасибо» этому заказу, потому что я вообще очень благодарная девочка. Это был пригласительный на показ дизайнера Марии Бех (BEKh) в рамках Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Тогда я нарисовала обычными линерами и тушью простой монохромный рисунок, который полностью отражал суть коллекции Маши. После этого заказа были еще пригласительные, кампейн для BEKh и принты для капсульной коллекции второй линии одежды Маши nuBEKh. В общем, я всегда помню всех, кто помогал и поддерживал на любом этапе.

А рисую я с самого детства — так, вроде, обычно отвечают художники 🙂 В художественную школу не ходила — самоучка. Долгое время писала картины маслом в студии-подвале прекрасного полтавского художника и моего школьного учителя Игоря Анатольевича. Но, поступив на филологический факультет в КНУ им. Шевченко, временно все забросила, так как для масла все же нужно отдельное помещение — у него специфический аромат.

Спустя некоторое время, мой друг привез из США акварельные краски и акварельный Moleskin. Оставалось только начать, но мне было страшно: акварель — самая сложная техника, на мой взгляд. Она не дает права на ошибку. И когда я справилась с первым рисунком, загорелась — и горю по сей день.

Но чтобы понять, почему у меня все получилось (а я считаю, что все же получилось), нужно знать, что тогда, на первом курсе, я работала девочкой-хостесс на Ukrainian Fashion Week. Попала туда совершенно случайно, сама не понимаю, как и зачем, ведь мода меня не привлекала, ну вообще. Что я взяла оттуда? Да все. Я знала всю внутреннюю «кухню», всех гостей, всех дизайнеров, все СМИ. И так как на то время меня окружала вся эта тусовка, я стала рисовать именно ее, публикуя работы в своем блоге, которому уже больше 6-ти лет (тадам!).

Как ты относишься к выражению «идеи витают в воздухе»? Тебе приходилось сталкиваться с откровенным плагиатом? Если замечаешь, что кто-то копирует твой стиль, напишешь/скажешь об этом человеку прямо?

Идеи действительно витают в воздухе, но мне кажется, важно то, с каким предлогом мы этими идеями пользуемся: нужно пропускать идеи через себя, а не в себя. «Через» — это если ты ее впустил, обработал, подумал, засомневался, опять обработал, опять засомневался, приложил максимум усилий, добавил свое настоящее, не придуманное кем-то — и уже потом выпустил. «В» — это когда просто стырил. Как филолог считаю этот глагол уместным 🙂

К плагиату я отношусь максимально спокойно. Наверное, потому что работы настолько много, что я не хочу растрачивать свою энергию на «ветряные мельницы». Лучше направить ее на что-то созидательное и прекрасное. Но позиция у меня такая еще и потому, что, наверное, не так много плагиата на себя я встречала. Мне еще необходимо очень много и долго работать, чтобы стать «объектом копирования». А пока это все детские «терки».

А вот к конкуренции я отношусь ревностно 🙂 Точно говорю, что она есть. При этом, все конкуренты, которые активно следят за моей деятельностью, в некоторой степени подражают, восхищаются и посещают мои иллюстрационные ланчи, скажут тебе, что у них конкурентов нет и быть не может. Нагло врут.

С какими брендами/изданиями ты сотрудничала? *Далее следует подборка фото примерно 0,5% работ Лилит))*

Принты для NAVRO

 

Рекламная кампания, пригласительные на показы, принты для BEKh

 

Брендбук для SILENZA

 

Принты, пригласительные на показы GOLETS

 

Дизайн индивидуальных коробочек SISTER’s BOX

 

Рекламная кампания RITO для Elle Ukraine

 

Интерьерный дизайн для кофейни First Point

 

Иллюстрации и принты для собственного бренда IIIIT SARKISIAN

 

Иллюстраторы и художники сейчас часто устраивают воркшопы, а в целом научиться рисовать может каждый?

Все время твержу это на своих иллюстрационных ланчах: научиться рисовать, как и научиться играть на фортепиано, выступать в театре или петь, может каждый. Но помимо постоянного труда и терпения, нужно еще одно главное «т» — талант. Тогда ты выстрелишь.

Как ты для себя определяешь понятие успешности? Особенно в свете всех этих «успеть до 30/25/20»?

Что это вообще такое?

5 твоих самых больших профессиональных достижений?

1. Я много лет работаю «на себя» и дома. При таких условиях выработать мощную самоорганизацию — это большое достижение. Я им горжусь.
2. Я научилась ценить свое время и работу и не бояться озвучить ее стоимость.
3. Я научилась говорить «нет».
4. Я — один из первых fashion-иллюстраторов в Украине. Не знаю, насколько это достижение, скорее — просто стечение обстоятельств.
5. Я… не могу больше себя хвалить, пусть будет 4 пункта 🙂

Кто ты по образованию? Вопрос в тему о том, насколько наши дипломы совпадают с нашими занятостями по жизни.

Как я сказала выше, я филолог-украинист. Не могу сказать, что занимаюсь совсем другим родом деятельности, ведь все-таки параллельно иллюстрации я также веду свой собственный арт-журнал theNorDar, провожу PUBLIC TALK с известными людьми, недавно издала спецвыпуск проекта «Помешанные«. Ну и самое главное, что я для себя вынесла после 6 лет обучения: филология — это самая прекрасная случайность, которая со мной произошла. Это самое прекрасное образование для тех, кто не определился, кем стать. Потому что этот профиль дает такой мощный стержневой поток, такую глыбу общеобразовательных знаний, что можно вообще не бояться за будущее. Грамотный человек никогда не пропадет — я в этом абсолютно уверена. В филологии воспитывают Человека, а не будущего Профессионала какой-то отрасли. Хотя, и это тоже.

В процентном соотношении сколько в твоей работе творчества, а сколько технических моментов? Ты веришь во вдохновение? 

Самая большая проблема большинства выпускников художественных ВУЗов и вообще талантливых ребят, работающих с креативной сфере, это непринятие того факта, что наша работа состоит на 80% из коммуникаций (пиар, самопиар, менеджмент, маркетинг, выстраивание грамотных взаимоотношений с заказчиком) и на 20% — из творчества.  А не наоборот.

Я много об этом говорю на своих ланчах. Если я успешно прошла все 80% в работе в целом и в каждом заказе отдельно, я могу быть уверена в том, что получу максимум удовлетворения от оставшихся 20%.

Я верю во вдохновение, но когда мы говорим о коммерческой иллюстрации, это неуместно. У тебя есть заказ — он, по сути, такой же, как если бы у тебя заказали стол деревянный, к примеру. Только это рисунок. Коммерческий. Не нужно путать это с искусством в высшей степени, где художник написал картину и выставил ее на продажу за сумасшедшие деньги.

У меня огромное количество заказов, и я не боюсь говорить об этом. Я выполняю их добросовестно, качественно, быстро, честно, красиво. И это самое важное, что я ценю в своей работе. Я должна создать такой продукт, который мне не стыдно будет показать всему миру. Будь то рекламная кампания для какого-то крупного бренда или маленькая открытка для соседа. Моя работа — это мое лицо.

И в работе творческого человека важна организованность. Помню, была на лекции Алексея Тарасова (главный редактор Buro24/7.ua), и он честно признался, что они возьмут на работу иллюстратора, который не подведет со сроками, а не того, который офигеннее всех рисует.

Понимаю, что это вопрос из разряда «кого ты любишь больше — папу или маму?», но все же задам его: к какой из своих работ ты относишься с особым трепетом, и почему?

Я люблю работы, которые помогли мне перебороть в себе страхи, и которые были отклонены заказчиками. Когда я только начинала рисовать, мне было так неловко просить деньги за работу — я элементарно не могла этого сделать, потому что понимала, что не готова пока отдавать то качество, за которое не стыдно брать деньги. Но со временем ко мне поступали заказы, которые закаляли меня и учили.

Например, заказ от Helen Marlen, для которых я нарисовала 5 десятков вариаций рекламного постера за пару дней. И которым озвучила настолько смешную сумму, что сейчас даже грустно 🙂 Но зато постеры висели по всему городу. Или заказ для LITKOVSKAYA, который я сделала за один день, потому что «на вчера», как обычно, а мне ничего не ответили до сих пор, спустя много лет.

Напоследок спрошу тебя о путешествиях: какая страна/город (их запахи, звуки и оттенки) произвела на тебя такое впечатление, что захотелось нарисовать что-то по-новому?

Я родилась в Армении, и хоть толком там не жила, я прямо каждой жилочкой чувствую потребность в своей Родине, меня невидимая рука хватает за шиворот и буквально тянет туда. Там рождается все. Я всегда возвращаюсь оттуда с новыми идеями, планами и силами. Эта страна — моя душа и перезагрузка.

Ну а про другие страны мне сложно говорить — мы всегда необъективны, как мне кажется, в своих суждениях. И в путешествиях (в таких, к которым мы привыкли и которые можем себе позволить — то бишь, не длительные) мы воспринимаем все поверхностно. Хотелось бы намного глубже.

Меня всегда будоражат детали. Я могу неделю колесить по всей Барселоне вдоль и поперек, но в итоге запомнить одну стену, выложенную мозаикой. Могу за три дня обойти каждый дворик центрального Парижа (тут, мне кажется, ты сейчас читаешь с определенной долей скептицизма 🙂 ), а в итоге — отложить в памяти холодрыгу на вершине Эйфелевой, а потом тепло в груди от армянского коньяка в сувенирных маленьких бутылочках, которые я зачем-то взяла с собой, хотя, вообще не пью. Могу восхищаться Питером неделю, а забрать оттуда всего пару часов на крыше какого-то непонятного дома.

Детали делают мою жизнь. И, как мне кажется, мои рисунки.♥

Детали действительно делают нашу жизнь. Например, одна футболка, которая целый день может очаровывать незнакомцев на парижских улицах 🙂
Творчество способно сделать нашу жизнь лучше — главное впустить его в нее.

P.S. Заказать футболку, толстовку, чехол для телефона или набор открыток IIIIT SARKISIAN можно прямо через Instagram, как это сделала я 🙂

Фото: @litsarkisian, @litsarkisian_artstorelilitsarkisian.tumblr.com, портфолио Лилит на behance, личный архив Лилит

Читайте также: